Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Интервал между буквами
РТ, Набережные Челны, пр-т Набережночелниниский, д. 31 А, офис 2.
ЦВМ
ЦВМ
Процедурный кабинет
Забор анализов
Пн. — Пт. с 7:00 до 19:00, Сб. 8:00 до 18:00, Вс. — выходной

Тики у детей

нервный тик

В последние годы, многие родители, стали обращаться на приём к детскому неврологу с жалобами на частое "зажмуривание"/мигание глаз у ребёнка; периодическое "покашливание", частые вздохи, которое невозможно связать с аллергией или заболеванием носоглотки. Реже, родители отмечают у своего ребёнка подёргивание угла рта, гримасу, подёргивание плечом, запрокидывание головы.

В настоящее время хронические тиковые расстройства диагностируются у 3-8 детей из 1000. Мальчики болеют в 3 раза чаще, чем девочки. Дебют заболевания обычно отмечается в возрасте между 2 и 6 годами; затем тики усиливаются и достигают своего пика в возрасте около 10─12 лет, уменьшаются в подростковом возрасте. Большинство тиков исчезают спонтанно и полностью. Редко тиковое расстройство сохраняется и во взрослом возрасте. Часто тики имеют семейный анамнез.

Тики – это повторяющиеся внезапные быстрые неритмичные сокращения мышц, а так же звуки или вокализации.

По степени тяжести выделяют:

  1. Острые (временные) тики: один или несколько моторных и/или вокальных тиков, которые длятся < 1 года.

  2. Хронические (стойкие) тикозные расстройства: один или несколько моторных или вокальных тиков (НО моторные и вокальные НЕ СОЧЕТАЮТСЯ между собой), которые длятся в течение > 1 года

  3. Синдром Жилль де ла Туретта: моторные и вокальные тики, которые длятся в течение > 1 года.

Развитие заболевание всегда происходит по одному и тому же пути:

начало всегда с преходящих тиков, затем перерастающих в стойкое тиковое расстройство или синдром Туретта, затем спонтанный регресс заболевания. Редко симптоматика сохраняется во взрослом возрасте (синдром Туретта).

Во всех случаях тики впервые проявляются в возрасте МЛАДШЕ 18 лет. Тики НЕ ЯВЛЯЮТСЯ следствиями какого-либо острого заболевания (энцефалита, употребления ПАВ и др.). В некоторых случаях выявлена связь тикового расстройства и хронической стрептококковой инфекции у ребёнка (не влияет на тактику лечения и прогноз заболевания!).

У пациентов, как правило, возникает один и тот же набор тиков в любой момент времени:

  1. Моторные (двигательные)

  2. Вокальные;

  3. Простые - очень быстрое движение или голосовой звук, как правило, социально не значимые (вздох, фырканье, покашливание, мигание глазом, ухмылка углом рта, передёргивание плечом, подергивание головы).

  4. Сложные - длятся дольше и могут включать комбинацию нескольких простых тиков. Сложные тики могут иметь социальную значимость (например формировать нецензурное слово/фразу, неприличный жест, повторение за собеседником произнесённых фраз, жестов) и, таким образом, казаться умышленными.

Некоторые пациенты могут подавлять свои тики в течение некоторого времени (от секунд до минут). Другие пациенты могут замечать предшествующие позывы на тик.

Стресс и усталость могут усилить тики, однако тики наиболее часто возникают, когда тело расслаблено, как, например, во время просмотра телевизора. Тики могут уменьшаться, когда пациенты заняты выполнением задания (во время занятий в школе или на работе). Тяжёлые тики, особенно копролалия (вокализация нецензурными словами), приводят к инвалидизации. Тики различаются по типу, интенсивности и продолжительности. Они могут возникать несколько раз в течение часа, а затем исчезать или едва проявляться на протяжении 3 и более месяцев. Как правило, тики не возникают во время сна.

Диагноз

ТИКОИДНОЕ расстройство ставится на основе клинических данных, поэтому необходимо длительное наблюдение у врача, что бы описать характер тиков и их длительность, определить социальную значимость и воздействие на жизнедеятельность ребёнка. Синдром Туретта диагностируется при наличии у пациента СОЧЕТАНИЯ моторных и вокальных тиков в течение ≥ 1 года.

Лечение

Мероприятия, которые включают обязательное соблюдение режима сна, времени приема пищи, прогулок и отдыха, разумное ограничение просмотра телевизионных программ, видеофильмов, занятий и игр на компьютере. По возможности, следует исключать любые стрессовые воздействия и эмоциональные перегрузки.

Поскольку стресс может вызывать усиление тиков у ребенка, следует облегчить и упростить окружающую его обстановку, исключить такие внешние раздражители, как слишком яркий свет, шум и громкие звуки. Ограничить употребление стимулирующих кофеинсодержащих напитков (кофе, кока-кола и др.).

Нельзя наказывать ребенка за то, что у него имеются тики или странные привычки, например облизывание губ или частое моргание. Родители не должны акцентировать внимание ребенка на тиках, одергивать его, так как это способствует невротизации и усиливает тики.

Не следует обсуждать проблему тиков с членами семьи в присутствии ребенка. Необходимо создать доверительные отношения в семье, избегать семейных ссор в присутствии ребенка.

Целесообразно убедить ребенка в том, что это заболевание не тяжелое. Очень важно повысить самооценку ребенка. Необходимо обучать ребенка оценке своего внутреннего состояния, эмоций, поскольку повышенное беспокойство и внутреннее напряжение обычно приводят к усилению тиков.

Для снижения беспокойства и повышения уверенности в себе ребенку полезны занятия такими индивидуальными видами спорта, как плавание, теннис, лыжи. Одновременно требуется осторожность при выборе занятий командными видами спорта и участии в соревнованиях.

Основной целью терапии следует считать не полное прекращение тиков, а улучшение социальной адаптации ребенка, его эмоционального состояния и развития как личности. Поэтому важно помогать ребенку в формировании чувства "успешности" во всех сферах жизни.

  1. Поведенческие методы коррекции являются самыми предпочтительными. Включают когнитивно-поведенческую терапию, такую как замещение привычки (обучение новому поведению с целью замены тиков), санитарно-просветительская работа о тиках и техниках расслабления.

  2. Реже используют лекарственную терапию - альфа-адренергические агонисты - при легких симптомах, а также при лечении сопутствующего заболевания СДВГ

  3. Антипсихотики могут потребоваться при симптомах, которые трудно контролировать.

Лечение, направленное на подавление тиков, рекомендуется только в том случае, если они существенно влияют на жизнедеятельность ребенка/снижают его самооценку; лечение не меняет естественного течения заболевания. Иногда естественное убывание тиков создает впечатление ответа на конкретное лечение.

При применении любого препарата, используется самая низкая доза, которая делает тики приемлемыми; при уменьшении тиков доза препаратов незамедлительно снижается.

Тики часто сопровождаются одним из следующих заболеваний:

  1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

  2. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

  3. Тревожные расстройства

  4. Трудности в обучении

Лечение сопутствующих заболеваний - необходимый компонент комплексной терапии тикового расстройства.

СДВГ предпочтительно корректировать препаратами атомоксетина.

Навязчивые компульсивные расстройства лечатся селективными ингибиторами обратного захвата серотонина.

Детям с тиками, испытывающим затруднения в школе, должна быть оказана специальная помощь и поддержка специалистами разного профиля.

Получить консультацию грамотного специалиста можно в Центре восстановительной медицины. Здесь вас ждёт огромным перечень услуг, только высококвалифицированные специалисты, новейшее оборудование и самые демократичные цены. Узнать все интересующие вопросы вы можете как на официальном сайте, так и позвонив по следующим номерам: +7 (8552) 91-05-85, +7 (953) 482-66-62.

Другие статьи
Ложный сустав
Ложный сустав (псевдоартроз)
Ложным суставом или псевдоартрозом фактически является образованный после травмы в результате некорректного сращивания обломков участок кости с несвойственной ей непрерывностью, который характеризуется появлением в данном отделе патологической подвижности. Ложный сустав после перелома диагностируется примерно в трех процентах клинических случаев. Реже псевдоартроз носит врожденный характер.
коррекция тахилалии
Тахилалия
Речевые нарушения проявляются не только расстройством звукопроизношения. Слишком быстрая, а от того непонятная окружающим, речь также входит в ряд логопедических проблем.