Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Интервал между буквами
РТ, Набережные Челны, пр-т Набережночелниниский, д. 31 А, офис 2.
ЦВМ
ЦВМ
Процедурный кабинет
Забор анализов
Пн. — Пт. с 7:00 до 19:00, Сб. 8:00 до 18:00, Вс. — выходной

Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития

Под задержкой речевого развития (ЗРР) понимают медленные темпы освоения родного языка. Нарушение физиологических механизмов речи наблюдаются в период раннего и среднего речевого онтогенеза, что соответствует 3-4х летнему возрасту ребенка. Согласно статистике ЗРР диагностируется почти у 10% детей, при чем у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Что такое задержка речевого развития?

ЗРР характеризуется несоответствием словарного запаса, скорости и качества речи возрасту ребёнка. К двум годам у малышей формируется фразовая речь, а к трем — связная. В большинстве случаев ЗРР у детей сочетается с расстройствами психических процессов.

Классификация задержки речевого развития

Логопеды выделяют три формы задержки развития речи:

  • системная — наблюдается при расстройстве высших функций психики, при этом говорят о задержке психо-речевого развития;
  • общая — развитие речи задерживается на фоне сохраненных интеллектуальных процессов;
  • специфическая — расстройство формирования речи наблюдается на фоне нормальной работы мозга, органов слуха, сохраненного интеллекта.

Специфический тип делится на спастический, гиперкинетический, гипотонический, атактический. В первом случае говорят о сбое проведения нервных импульсов по корково-ядерным путям, нарушении функции извилины переднего отдела головного мозга. При гиперкинетической форме нарушены связи подкорковых узлов и нервов. Расстройство передачи нервно-мышечных сигналов характерно для гипотонической формы. При атактической форме наблюдается расстройство передачи импульсов в области мозжечка.

Задержка формирования экспрессивной речи характерна для алалии, которая может быть моторной, сенсорной и тотальной.

Специалистами составлена классификация ЗРР в соответствии с тяжестью симптоматики:

  • I степень — фактически полное отсутствие речи;
  • II степень — ребёнок ошибочно произносит звуки, заменяет их созвучными, проговаривает только простые предложения;
  • III степень — в речи преобладают простые слова, наблюдается глотание звуков, путаница со слогами, невнятное произношение;
  • IV степень — характеризуется ошибками в процесса образования слов, невнятная артикуляция и звукопроизношение.

Причины задержки развития речи

Все этиофакторы, влияющие на нарушения развития речи, разделены на внутриутробные и те, что ребенок испытывает после рождения.

К внутриутробным причинам ЗРР относят:

  • хроническую гипоксию плода;
  • поражения ЦНС, вызванные недостатком кислорода;
  • внутриутробные инфекции;
  • гидроцефалия;
  • генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • недоношенность;
  • аномалии развития челюстно-лицевого аппарата, влияющие на артикуляцию.

После рождения к ЗРР могут привести:

  • менингит, менингоэнцефалит и другие нейроинфекции;
  • снижение слуха в результате отита;
  • недостаточное общение с родителями и сверстниками;
  • длительное, тяжелое заболевание и связанные с ним ограничения;
  • сильный стресс, испуг;
  • наследственность.

Симптомы задержки речевого развития

У ребенка с моторной алалией сохранено нормальное понимание речи других людей. В этом случае связная речь отсутствует, но наблюдается хороший словарный запас. Сенсорная задержка развития речи — тяжёлое расстройство, при котором ребенок не понимает и не воспринимает обращенных к нему речевых сигналов. Наиболее сложная форма заболевания — тотальная ЗРР, когда ребёнок не способен воспринимать и воспроизводить информацию в виде устной речи.

Ребенок может говорить, однако слова, построенные фразы не соответствуют возрасту. Например, трехлетние малыши с ЗРР говорят как годовалые — лепечут, произносят отдельные слова. Дикция у таких детей настолько нарушена, что понять их могут только близкие взрослые (родители, бабушки, дедушки).

Сочетание задержки речевого и психического развития проявляется неспособностью ребенка понимать сложные речевые конструкции. Дети не участвуют в диалоге, не овладевают простыми навыками самообслуживания. Родители указывают на то, что ребенок не способен самостоятельно одеться, поесть, сходить в туалет.

Если ребенок страдает от дизартрии, то произносит звуки неправильно. Речь случаях замедлена, речевое дыхание ослаблено. Дети говорят тихо, произносят слова по слогам.

Методы диагностики

Задержка речевого развития — диагноз, который ставится детским неврологом на основании данных, полученных в ходе психиатрического, логопедического, неврологического и отоларингологического обследования. Неврологическая диагностика включает в себя энцефалографию, дуплексное сканирование сосудов головы. ЛОР-врач исключает или подтверждает факт тугоухости, аденоидов, хронического отита.

Логопед изучает анамнез, особенности развития малыша. Специалист наблюдает за ориентировочными реакциями, коммуникативной деятельностью, определяет степень голосовой и доречевой активности.

Консультация психолога необходима для оценки общего развития ребенка, соответствия возрастным нормам. Применяются шкалы психомоторного развития по Гриффитс, шкала речевого развития, тест Бейли.

Задержка речевого развития — что делать?

Если у ребенка диагностирована та или иная форма задержки речевого развития, важно как можно скорее начать коррекционную работу. Своевременное обращение за профессиональной помощью гарантирует положительный результат.

Центр восстановительной медицины в Набережных Челнах обладает всей необходимой базой для успешной работы с маленькими пациентами с ЗРР. Логопеды, неврологи, психологи, физиотерапевты разрабатывают индивидуальные программы коррекции, направленные на комплексное решение проблемы. Информация о практикующих специалистах доступна по ссылке cvmmed.ru.

Логопеды клиники применяют современные методы лечения задержки речевого развития:

  • Логопедическое тейпирование — направлено на стимуляцию мышц, участвующих в артикуляции речи. Ознакомиться с особенностями методики можно здесь логопедическое тейпирование.
  • Логопедический массаж — нормализует функции голосовых связок, нёба, гортани, работу слюнных желез и кровеносных сосудов, воздействует на мышцы губ, щек. О преимуществах логомассажа читайте здесь логопедический массаж.
  • Логопедическая коррекция — пожалуй самый сложный этап в работе с ребенком, направленный на обучение правильному звукопроизношению, построению слов из слогов, предложений. Прочитать об особенностях логопедической коррекции можно по ссылке логопедическая коррекция.

Родителям важно понимать, что лечить задержку речевого развития и заниматься с ребенком должен профессионал. Специалисты клиники обучат упражнениям, который можно выполнять дома. Для того, чтобы узнать стоимость процедур, переходите по ссылке прайс. Не откладывайте обращение к врачу в долгий ящик, звоните по телефонам +7 (8552) 91-05-85+7 (953) 482-66-62 и записывайтесь на первую ознакомительную консультацию.

 

 

 

Другие статьи
Контрактура Дюпюитрена
Контрактура Дюпюитрена
Контрактура Дюпюитрена известна также под названием болезни Дюпюитрена, ладонного фиброматоза. Заболевание впервые было описано французским хирургом Дюпюитреном. Болезнь представляет собой рубцовое невоспалительное изменение ладонных сухожилий. Последние укорачиваются по причине разрастания соединительной ткани. Разгибательная способность пальцев (одного или нескольких) снижается. По мере прогрессирования заболевания развивается сгибательная контрактура, кисть частично утрачивает свои функции. В области сухожилий, пораженных болезнью, образуется плотный тяж.
избыточный вес
Ожирение и метаболический синдром
Ожирение и метаболический синдром являются двумя тесно связанными состояниями, которые представляют серьезные проблемы для здоровья современного общества. Врачи и исследователи в области эндокринологии обратили особое внимание на эту проблему, так как она стала эпидемией во многих странах и имеет значительное влияние на общественное здоровье.