Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Интервал между буквами
РТ, Набережные Челны, пр-т Набережночелниниский, д. 31 А, офис 2.
ЦВМ
ЦВМ
Процедурный кабинет
Забор анализов
Пн. — Пт. с 7:00 до 19:00, Сб. 8:00 до 18:00, Вс. — выходной

Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития

Под задержкой речевого развития (ЗРР) понимают медленные темпы освоения родного языка. Нарушение физиологических механизмов речи наблюдаются в период раннего и среднего речевого онтогенеза, что соответствует 3-4х летнему возрасту ребенка. Согласно статистике ЗРР диагностируется почти у 10% детей, при чем у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Что такое задержка речевого развития?

ЗРР характеризуется несоответствием словарного запаса, скорости и качества речи возрасту ребёнка. К двум годам у малышей формируется фразовая речь, а к трем — связная. В большинстве случаев ЗРР у детей сочетается с расстройствами психических процессов.

Классификация задержки речевого развития

Логопеды выделяют три формы задержки развития речи:

  • системная — наблюдается при расстройстве высших функций психики, при этом говорят о задержке психо-речевого развития;
  • общая — развитие речи задерживается на фоне сохраненных интеллектуальных процессов;
  • специфическая — расстройство формирования речи наблюдается на фоне нормальной работы мозга, органов слуха, сохраненного интеллекта.

Специфический тип делится на спастический, гиперкинетический, гипотонический, атактический. В первом случае говорят о сбое проведения нервных импульсов по корково-ядерным путям, нарушении функции извилины переднего отдела головного мозга. При гиперкинетической форме нарушены связи подкорковых узлов и нервов. Расстройство передачи нервно-мышечных сигналов характерно для гипотонической формы. При атактической форме наблюдается расстройство передачи импульсов в области мозжечка.

Задержка формирования экспрессивной речи характерна для алалии, которая может быть моторной, сенсорной и тотальной.

Специалистами составлена классификация ЗРР в соответствии с тяжестью симптоматики:

  • I степень — фактически полное отсутствие речи;
  • II степень — ребёнок ошибочно произносит звуки, заменяет их созвучными, проговаривает только простые предложения;
  • III степень — в речи преобладают простые слова, наблюдается глотание звуков, путаница со слогами, невнятное произношение;
  • IV степень — характеризуется ошибками в процесса образования слов, невнятная артикуляция и звукопроизношение.

Причины задержки развития речи

Все этиофакторы, влияющие на нарушения развития речи, разделены на внутриутробные и те, что ребенок испытывает после рождения.

К внутриутробным причинам ЗРР относят:

  • хроническую гипоксию плода;
  • поражения ЦНС, вызванные недостатком кислорода;
  • внутриутробные инфекции;
  • гидроцефалия;
  • генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • недоношенность;
  • аномалии развития челюстно-лицевого аппарата, влияющие на артикуляцию.

После рождения к ЗРР могут привести:

  • менингит, менингоэнцефалит и другие нейроинфекции;
  • снижение слуха в результате отита;
  • недостаточное общение с родителями и сверстниками;
  • длительное, тяжелое заболевание и связанные с ним ограничения;
  • сильный стресс, испуг;
  • наследственность.

Симптомы задержки речевого развития

У ребенка с моторной алалией сохранено нормальное понимание речи других людей. В этом случае связная речь отсутствует, но наблюдается хороший словарный запас. Сенсорная задержка развития речи — тяжёлое расстройство, при котором ребенок не понимает и не воспринимает обращенных к нему речевых сигналов. Наиболее сложная форма заболевания — тотальная ЗРР, когда ребёнок не способен воспринимать и воспроизводить информацию в виде устной речи.

Ребенок может говорить, однако слова, построенные фразы не соответствуют возрасту. Например, трехлетние малыши с ЗРР говорят как годовалые — лепечут, произносят отдельные слова. Дикция у таких детей настолько нарушена, что понять их могут только близкие взрослые (родители, бабушки, дедушки).

Сочетание задержки речевого и психического развития проявляется неспособностью ребенка понимать сложные речевые конструкции. Дети не участвуют в диалоге, не овладевают простыми навыками самообслуживания. Родители указывают на то, что ребенок не способен самостоятельно одеться, поесть, сходить в туалет.

Если ребенок страдает от дизартрии, то произносит звуки неправильно. Речь случаях замедлена, речевое дыхание ослаблено. Дети говорят тихо, произносят слова по слогам.

Методы диагностики

Задержка речевого развития — диагноз, который ставится детским неврологом на основании данных, полученных в ходе психиатрического, логопедического, неврологического и отоларингологического обследования. Неврологическая диагностика включает в себя энцефалографию, дуплексное сканирование сосудов головы. ЛОР-врач исключает или подтверждает факт тугоухости, аденоидов, хронического отита.

Логопед изучает анамнез, особенности развития малыша. Специалист наблюдает за ориентировочными реакциями, коммуникативной деятельностью, определяет степень голосовой и доречевой активности.

Консультация психолога необходима для оценки общего развития ребенка, соответствия возрастным нормам. Применяются шкалы психомоторного развития по Гриффитс, шкала речевого развития, тест Бейли.

Задержка речевого развития — что делать?

Если у ребенка диагностирована та или иная форма задержки речевого развития, важно как можно скорее начать коррекционную работу. Своевременное обращение за профессиональной помощью гарантирует положительный результат.

Центр восстановительной медицины в Набережных Челнах обладает всей необходимой базой для успешной работы с маленькими пациентами с ЗРР. Логопеды, неврологи, психологи, физиотерапевты разрабатывают индивидуальные программы коррекции, направленные на комплексное решение проблемы. Информация о практикующих специалистах доступна по ссылке cvmmed.ru.

Логопеды клиники применяют современные методы лечения задержки речевого развития:

  • Логопедическое тейпирование — направлено на стимуляцию мышц, участвующих в артикуляции речи. Ознакомиться с особенностями методики можно здесь логопедическое тейпирование.
  • Логопедический массаж — нормализует функции голосовых связок, нёба, гортани, работу слюнных желез и кровеносных сосудов, воздействует на мышцы губ, щек. О преимуществах логомассажа читайте здесь логопедический массаж.
  • Логопедическая коррекция — пожалуй самый сложный этап в работе с ребенком, направленный на обучение правильному звукопроизношению, построению слов из слогов, предложений. Прочитать об особенностях логопедической коррекции можно по ссылке логопедическая коррекция.

Родителям важно понимать, что лечить задержку речевого развития и заниматься с ребенком должен профессионал. Специалисты клиники обучат упражнениям, который можно выполнять дома. Для того, чтобы узнать стоимость процедур, переходите по ссылке прайс. Не откладывайте обращение к врачу в долгий ящик, звоните по телефонам +7 (8552) 91-05-85+7 (953) 482-66-62 и записывайтесь на первую ознакомительную консультацию.

 

 

 

Другие статьи
Сколиоз
Сколиоз
Сколиоз – общее название для группы заболеваний позвоночника, при котором происходят его деформации различного вида – искривления и его скручивания вокруг вертикальной оси. Изменения формы позвоночного столба могут быть как врожденными, так и приобретёнными – вследствие заболеваний или травм. Также сколиоз может иметь идиопатическим – то есть, появившимся по неустановленным причинам.
Артрит коленного сустава
Артрит и артроз: чем отличаются заболевания
Согласно наблюдениям Yandex, ежемесячно различиями артроза и артрита интересуется более 6 000 пользователей поисковой системы. На первый взгляд, заболевания похожи: в обоих случая происходит болезненное поражение суставов. Однако незнание главных отличий этого самого поражения – настоящая ловушка, приводящая к непоправимым осложнениям. Природа этих болезней разная, а значит лечение и профилактика будут отличаться друг от друга. Рассмотрим каждое из них максимально детально и найдем все сходства и различия.