Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Интервал между буквами
РТ, Набережные Челны, пр-т Набережночелниниский, д. 31 А, офис 2.
ЦВМ
ЦВМ
Процедурный кабинет
Забор анализов
Пн. — Пт. с 7:00 до 19:00, Сб. 8:00 до 18:00, Вс. — выходной

Логопедический массаж

Карагезян Яна Михайловна
Статью проверил(а) Карагезян Яна Михайловна
Логопед-дефектолог, специалист по логомассажу, медицинский логопед, нейрологопед
Логопедический массаж

Освоение речи – важнейший этап развития ребёнка и непременное условие для его всестороннего развития. Речь – это общение, способность налаживать контакт со сверстниками и окружающим миром, и чем легче малышу даётся этот навык, тем легче ему выражать свои мысли и желания, и затруднения в общении накладывают ограничения в общении и, как следствие, негативный отпечаток на его характер.

При речевых расстройствах движения частей артикуляционного аппарата затруднены. Могут быть затруднены подвижность губ, мягкого неба или языка. Из-за этого произношение звуков становится неразборчивым, как каша.

Речевых расстройств очень много - алалия, дизартрия, дислалия и прочие. И для коррекции качества звукопроизношения одной только артикуляционной и дыхательной гимнастики недостаточно, необходим логопедический массаж, активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Логопедический массаж – это одна из техник, способствующих нормализации произношения и эмоционального состояния ребенка, у которого наблюдается речевое нарушение.

Какая речь у детей с нарушениями развития речи? Мало того, что произнесение слов может быть неразборчивым, до слов может попросту не доходить – ребенку сложно даже произносить звуки, даже жевать и глотать. У детей с дизартрией в целом тихий, слабый, с придыханием, так как ритм дыхания нарушен.

Возможны самые разнообразные проявления дизартрии: от легких форм, при которых наблюдается просто смазанная речь с гнусавым оттенком, до  тяжелых форм с проблемами глотания, со слюнотечением, парезом мышц гортани. Также существует и «холодовая» дизартрия, - такая специфическая форма, которая возникает только в холодном помещении или зимой.

Польза логопедического массажа

Современным специалистам известно множество методик и техник логопедического массажа, но все они направлены на главное – на попытку восстановить полноценную речь ребенка и облегчить ему приобретение этого важнейшего коммуникационного навыка.

Логопедический массаж выполняется логопедом, дефектологом или медицинским работником, изучившим специальные техники выполнения логопедического массажа и имеющим представление о физиологических особенностях и строении организма.

Логопедический массаж в целом благотворно влияет на весь организм, нормализуя метаболические и обменные процессы, улучшая лимфо- и кровообращение, успокаивая нервную систему. Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Вследствие массажа расширяются капилляры, увеличивается газообмен между кровью и тканями – это эффективная кислородная терапия тканей. Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи.

Основные области логопедического массажа – это голова (периферический речевой аппарат), многие специалисты добавляют в зону логомассажа шею и плечи. Специалист стимулирует мышцы языка, щёк и губ растирающими, поглаживающими и похлопывающими движениями.

Когда необходим массаж для развития речи

Когда есть показания к проведению специального массажа для развития речи? Специалисты выявляют 4 степени тяжести нарушения речи, от лёгкой степени, которая почти незаметна для окружающих и выглядит как лёгкая нечёткость дикции, до тяжёлой степени, когда речь либо отсутствует, либо настолько непонятна, что даже родители не могут идентифицировать слова, произносимые ребенком.

Дизартрия – это неврологический диагноз, при котором требуется помощь как логопеда, так и невролога. Во младенческом возрасте она может проявляться сразу – трудностями с сосанием груди, соски, бутылочки, нарушениями кусания, глотания при питье и еде, частыми срыгиваниями, поперхиваниями.

В Центре восстановительной медицины в Набережных Челнах можно пройти специальный логопедический массаж курсами – для стимуляции сосания, глотания, а в дальнейшем, и жевания, кусания, и в будущем – развития речи.

В целом для детей с дизартрией характерны проблемы с мелкой моторикой – в более старшем возрасте они испытывают затруднения с держанием ложки, карандашей, с завязыванием шнурков, когда они пытаются овладеть навыками рисования и письма, они им тоже не даются. У большинства дизартриков плохо получается выполнять физические упражнения и танцевать, так как у них нарушен музыкальный и ритмический слух, они считаются неуклюжими, однако у этой неуклюжести есть корни.

Логопедическую работу с детьми – дизартриками надо начинать в раннем возрасте – в возрасте с 1 месяца, если вы заметили особенности развития у грудничка, так как своевременная логопедическая помощь в 75% случаев помогает избежать многих проблем в дальнейшем развитии малыша. Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода, сочетающего и медикаментозные методы, и логопедические, и реабилитационные мероприятия.

Показания и противопоказания

Логопедический массаж рекомендуется детям, страдающим расстройствами речи после установления точного диагноза. К массажу прибегают, когда освоение речи невозможно начать или скорректировать обычными стандартными педагогическими приемами.

Если ребенку была поставлен один из следующих диагнозов: дислалия, дизартия, задержка речевого развития или психического развития, то, в большинстве случаев, только логопедический массаж может оказать видимый эффект.

При каких заболеваниях рекомендован логопедический массаж:

  • врожденные, приобретённые дефекты речи (алалия, дизартрия, дислалия),
  • слабость артикуляционных мышц,
  • фонастения (нарушение голоса или его частичная потеря),
  • заикание,
  • гипотонус или гипертонус лицевых мышц,
  • ДЦП

Противопоказаниями для проведения массажа могут стать вирусные заболевание, заболевания кожи, стоматит, конъюнктивит глаз, а также эпилепсия и другие неврологические расстройства, при которых дети беспокойны, плачут, кричат, у них синеет носогубный треугольник или наблюдается тремор подбородка.

Виды логомассажа

Специалисты выделяют несколько видом логомассажа:

  • Классический (ручной, традиционный) массаж, включающий ручные разминания, поглаживания, растирания и вибрации,
  • Точечный массаж – направлен на стимулирование биологически активных точек,
  • Аппаратный массаж – выполняется с использованием вибромассажера и вакуумных приборов,
  • Зондовый массаж – проводится в ротовой полости с помощью специальных зондов.

Выполнение логопедического массажа необходимо доверять профессионалу, который знает физиологию мышц и квалифицированно владеет техникой данного вида маcсажа.

Такие специалисты работают в Центре восстановительной медицины в Набережных Челнах.

Наиболее популярны следующие методики логопедического массажа:

  • Методика Дьяковой. Авторский комплекс – основа учебников для медицинских вузов,
  • Методика Архиповой. Это система массажа языка, рекомендуемая, прежде всего, для детей, страдающих ДЦП,
  • Методика Новиковой. Разработанная методика массажа с помощью разработанных автором специальных зондов,
  • Методика Крупенчук. Игровая форма логопедического массажа ложками.

Что используется в комплексе с логопедическим массажем? Обычно это предметы – зонды, аппараты для массажа, а также методики – артикуляционная, голосовая и дыхательная гимнастики. В ходе выполнения гимнастики ребенок выполняет различные движения языком, дует на различные предметы – вату, лист бумаги, вертушку, пропевает вслед за логопедом различные звуки и после этого – повторяет слова. Также в занятие логомассажа включены различные пальчиковые игры, так как доказано, что воздействие на нервные окончания в пальцах ребенка, напрямую связано с развитием мозга.

Условия проведения сеансов

Продолжительность занятий зависит от усидчивости и возраста ребенка. Средняя продолжительность полноценного занятия с логопедом составляет 30 минут, начинать можно с  2-5 минут, постепенно увеличивая длительность сеансов.

В младенческом возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном – 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте – 25 минут.

Сеансы должны проводиться в теплых, хорошо проветриваемых помещениях.

Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После может последовать перерыв на 1-2 месяца, и после отдыха цикл можно повторить. В запущенных случая проведение массажа допускается и более длительными занятиями, но тогда перерыв между ними должен быть больше.

Иногда, по различным причинам, связанным с диагнозами или нет, ребёнок может быть эмоционально не готов к проведению массажа. Например, при сформированном негативном отношению к любым лечебным манипуляциям или болезненности процедуры.

Налаживание контакта между ребенком и логопедом должно быть постепенным, и никогда нельзя насильно проводить массаж – эффекта от массажа, проводимого в стрессе, для речи ребенка не будет! На сеансах ребёнок не долен сопротивляться или напрягаться, в этом залог качества и эффективности процедуры.

Значимость логомассажа

Логомассаж направлен на разработку мышц лица и языка. Процесс вовлечения каждого ребенка в освоение речи индивидуален, как индивидуальны особенности каждого малыша. У одних детей язык может быть в тонусе, у других, напротив, вялый язык.

Логопедический массаж активизирует мышцы лица, губ, и языка, что позволяет «разговорить» неговорящих или плохо говорящих детей.

Логопедический массаж нужен прежде всего неговорящим детям, чтобы провоцировать их на говорение. Логопедический массаж необходим детям с задержкой речевого развития (неговорящие дети до трех лет) и алалией (неговорящие дети после трех лет).

Если родителя беспокоят особенности развития ребенка, важно как можно скорее обратиться к специалисту, особенно если ребенку поставлен серьезный неврологический диагноз. В большинстве случаев ребенку можно облегчить непростой процесс освоения речи.

В Центре восстановительной медицины работают специалисты высокой квалификации, они подберут необходимый комплекс процедур как для ребенка с легкой степенью нарушения речи, так и для малыша с серьезными нарушениями не только речи, но и глотания, жевания.

Специалисты  обладают достаточным опытом и знаниями в сфере оказания медицинских услуг, а также имеют все необходимые сертификаты и разрешения на ведение подобного рода деятельности.

Цены за проведения процедур вы можете узнать на сайте клиники. Также записаться на прием можно позвонив по номерам телефонов: +7 (8552) 78-09-35, +7 (953) 482-66-62.

 

Другие статьи
Некроз бедренной кости
Некроз бедренной кости
Асептический некроз головки бедренной кости (АНГБК) – патологическое состояние, которое характеризуется омертвлением костного мозга головки бедренной кости. Хронический процесс со временем приводит к обширному остеопорозу и остеонекрозу на фоне нарушения местного кровообращения.
Фораминальной стеноз
Фораминальной стеноз
Фораминальный стеноз — это патологическое сужение просвета фораминальных отверстий, через которые проходят нервные окончания.