Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Интервал между буквами
РТ, Набережные Челны, пр-т Набережночелниниский, д. 31 А, офис 2.
ЦВМ
ЦВМ
Процедурный кабинет
Забор анализов
Пн. — Пт. с 7:00 до 19:00, Сб. 8:00 до 18:00, Вс. — выходной

Адаптивная физкультура

Голубь Мария Сергеевна
Статью проверил(а) Голубь Мария Сергеевна
Реабилитолог, Сертифицированный Бобаттерапевт, Специалист по лечебной и адаптивной физкультуре
Адаптивная физкультура

Адаптивная физкультура – это система лечебно-коррекционных мероприятий для людей с ограниченными возможностями. Индивидуально подобранный комплекс упражнений помогает компенсировать нарушения физического и психического развития, моторики, расширить двигательную и интеллектуальную активность, улучшить самооценку, подготовить человека к максимальной независимости от окружающих.

В методах адаптивной физкультуры совмещаются знания общей физической подготовки, медицины, психологии, коррекционной педагогики. При помощи специальных занятий вырабатываются механизмы компенсации, преодолеваются психологические проблемы, осваиваются социальные роли.

Показания

Адаптивная физкультура полезна при любых видах хронических заболеваний. Она чрезвычайно важна для детей с врожденной или приобретенной патологией. В раннем возрасте нервные ткани более пластичны, что позволяет полнее использовать резервные возможности организма и лучше компенсировать нарушенные функции.

 Основные показания для специальных занятий: 

  • детский церебральный паралич;
  • задержка психического развития;
  • врожденное недоразвитие конечностей;
  • последствия полиомиелита;
  • нарушение слуха, зрения;
  • ампутация конечностей;
  • периферические парезы;
  • патология спинного мозга;
  • отставание речевого развития;
  • внутриутробное и приобретенное повреждение головного мозга;
  • неврозы;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы.

 

Человек с ограниченными возможностями в любом возрасте может использовать специальные занятия, и это даст положительный результат. Адаптивная физкультура поможет преодолеть замкнутое пространство, приобрести новых друзей, улучшить качество жизни.

Задачи

Человеку с нарушенными функциями и ослабленным здоровьем необходимы специальные навыки и мобилизация сил для приспособления к условиям среды.

Задачи адаптивной физкультуры определяются в зависимости от патологии, ее степени тяжести, индивидуальных особенностей личности, интересов, потребностей.

Коррекционная

Включает комплекс мероприятий для компенсации утраченных или сниженных функций (опорно-двигательной, слуховой, зрительной).

Двигательные коррекционные упражнения развивают: 

  • ориентацию в пространстве;
  • выработку мышечно-суставного чувства;
  • расслабление мышц и подавление патологической рефлекторной активности;
  • запоминание последовательности движений;
  • улучшение концентрации внимания к двигательным актам;
  • анализ качества выполнения движений.

 

В результате многократных повторений совершенствуются двигательные акты, сенсорная ориентировка для максимального развития навыков социально-бытового обслуживания.

Воспитательная

Задача воспитания направлена на выработку черт характера для стимуляции психического развития, повышения устойчивости к стрессам. Путем систематических занятий развивается воля, организованность, смелость, внимание, мотивация к достижениям, формируются навыки общения.

Оздоровительная

Комплекс мероприятий предназначен для восстановления нарушенных болезнью функций организма, улучшения общего состояния и включает:

  • закаливание;
  • коррекцию дыхания, сердечно-сосудистой деятельности;
  • физическое оздоровление;
  • правильное физическое развитие;
  • укрепление иммунитета.

Виды

Классифицируется адаптивная физкультура по следующим видам:

  • образовательные занятия – обучение теоретическим и практическим основам физкультуры;
  • реабилитационное направление – индивидуальная разработка комплексов упражнений для приобретения физических навыков и успешной адаптации в обществе;
  • адаптивные виды спорта – специальные направления для людей с ограниченными возможностями;
  • творческие программы – телесно-ориентированные, музыкально-ритмические занятия, способствующие развитию моторики, ручной умелости, самовыражению через движения, средства творчества.

 

В зависимости от вида заболевания, возраста применяются соответствующие методики и приемы адаптивной физкультуры.

Противопоказания

Абсолютно противопоказаны любые виды упражнений при следующих заболеваниях:

  • сердечно-сосудистые расстройства – декомпенсированный порок сердца, стенокардия, аневризма, выраженная сосудистая недостаточность, миокардиты, тяжелые нарушения ритма;
  • патология с высоким риском кровотечения;
  • отслойка сетчатки, глаукома;
  • эпилепсия;
  • легочная недостаточность со снижением емкости легких (ЖЕЛ) на 50 %;
  • выраженная недостаточность мозгового кровообращения;
  • тяжелая миопатия;
  • осложненный сахарный диабет;
  • тяжелая бронхиальная астма.

 

К временным ограничениям относятся острые заболевания, высокая температура, гнойные и воспалительные процессы. После нейроинфекций и операций к физическим упражнениям можно приступать через год.

 

Проведение адаптивной физкультуры в центре восстановительной медицины

Занятия проводятся индивидуально, в группах и подгруппах. Используются общеразвивающие и специальные комплексы упражнений, дыхательная гимнастика, фитбол, тренировка различных групп мышц. Для детей применяются игровые техники. Игровой процесс является не только способом развлечения, но и помогает лучше усвоить и развить телесную активность. Для выполнения физических нагрузок в центре есть тренажеры, спортивные снаряды, ортопедическое оборудование.

В результате регулярных и длительных занятий: 

  • восстанавливается тонус мышц;
  • снижается эмоциональное и физическое напряжение;
  • развиваются моторные возможности;
  • закрепляется эффект проводимой терапии;
  • улучшается работа внутренних органов;
  • развивается интеллект, эмоции, способы коммуникации, способность к управлению психофизиологическим состоянием;
  • воспитывается дисциплинированность, старательность, самостоятельность, воля, целеустремленность;
  • повышается адаптация к социально-бытовым условиям.

 

В центре восстановительной медицины осуществляется индивидуальный подход с эффективным распределением нагрузки, выбираются наиболее действенные методики. Занятия проводит специалист с большим опытом работы.

Стоимость адаптивной физкультуры представлена в прайсе на сайте.

 

Другие статьи
Артрит коленного сустава
Артрит и артроз: чем отличаются заболевания
Согласно наблюдениям Yandex, ежемесячно различиями артроза и артрита интересуется более 6 000 пользователей поисковой системы. На первый взгляд, заболевания похожи: в обоих случая происходит болезненное поражение суставов. Однако незнание главных отличий этого самого поражения – настоящая ловушка, приводящая к непоправимым осложнениям. Природа этих болезней разная, а значит лечение и профилактика будут отличаться друг от друга. Рассмотрим каждое из них максимально детально и найдем все сходства и различия.
Дети с ринолалией
Ринолалия
Ринолалия или носовая речь — заболевание, при котором нарушается произношение звуков, изменяется тембр голоса в результате аномального нёбно-глоточного смыкания.