Бобаттерапия
Бобат-терапия («нейроразвивающая терапия») – методика реабилитации, созданная супругами-докторами – Бертой и Карелом Бобат. Берта Бобат специализировалась на неврологических расстройствах, в частности, у неё был собственный центр, в котором лечились дети, больные ДЦП. В этом центре, на основе собственных наблюдений, Бобат пришла к выводу, что тело работает как единое целое и моторные проблемы могут быть следствием поражения центральной нервной системы. Следовательно, при лечении дисфункции рук, можно восстановить и подвижность ног.
Метод Бобат получил широкое распространение после Второй Мировой Войны, в 1950-годах, среди физиотерапевтов/реабилитологов, практикующих реабилитацию пациентов после инсультов.
Терапия эффективна и для пациентов с врожденными пороками развития мозга, и для пациентов с другими заболеваниями центральной нервной системы (ЦНС), с черепно-мозговыми травмами, параличом, потерей осязания. Эффективен при развитии малышей с отставанием в развитии и церебральными нарушениями.
Основа философии и принципов Бобат-терапии – взаимодействие тела и психики, то есть, лечение достигается через преобразование человека в комплексе, через высший центр – головной мозг. Все упражнения в методе применяются в соответствии с нейрофизиологическим развитием.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ
Функционально Бобат-терапия, как метод мышечного расслабления и обучения правильному движению, представляет собой комплекс специальных упражнений в определенных позах-положениях с использованием гимнастического инвентаря.
Нейроразвивающая составляющая метода проявляется в том, что оказывается влияние на те сенсомоторные компоненты мышечного тонуса, которые наиболее подвержены разрушению при поражении центральной нервной системы.
Методика направлена на активизацию индивидуального потенциала нейропластичности (способности нервной и мышечной систем адаптироваться и реструктурировать себя в ответ на изменения внешней или внутренней среды), для реализации эффективного и долгосрочного восстановления двигательных функций.
Восстановление эффективного движения у пациента с неврологическим поражением достигается путем комплексного воздействия на:
• Двигательную систему – отвечающую за контроль положения тела во время движения;• Сенсорную систему – концентрирующую внимание нервной системы, направленное на определенные стимулы;
• Когнитивную систему – контролирующую мотивацию, суждение, планирование, решение задач;
• Перцептивную систему – обеспечивающее восприятия тела в пространстве, включая выделение «фигуры и фона»;
• Биомеханическую систему – дополнительные нейро- и биомеханические аспекты контроля.
Цель методики – исключить сбои в этом комплексном интегративном процессе и использовании пациентом компенсаторных (патологических) стратегий функционирования.
Бобат-терапия использует помощь трех дисциплин, рассчитанных на индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку:
• Физиотерапия• Трудотерапия
• Терапия речевого аппарата
Используются специальные техники, специалист помогает ребенку расслабиться и мобилизовать работу мышц и суставов на выполнение определенных задач, в ходе выполнения которых предполагается, что будет удерживаться поза, и ребенок будет выполнять движения конечностями.
Бобат-терапия гармонично сочетает в себе эти дисциплины, не только помогая выработать необходимые навыки, но и удовлетворяя желания ребенка познавать окружающее пространство и мир.
КОГДА ПОЛЕЗНА БОБАТ-ТЕРАПИЯ
Польза и уникальность Бобта-терапии как метода состоят в том, что она эффективна и практически безопасна при любом нарушении движения. Среди абсолютных показаний к проведению курсов Бобат-терапии:
• ДЦП• Периферические парезы и параличи
• Кривошея
• Двигательные нарушения вследствие поражения ЦНС инфекционными агентами (полиомиелит, энцефалит, полинейропатия) и физическими факторами (ЧМТ, электротравмы)
• Врожденные миопатии
• Синдром поперечного поражения спинного мозга;
• Артрогриппоз
• Задержка двигательного и речевого развития
• Синдром Дауна и другие генетические синдромы, сопровождающиеся двигательными нарушениями
• Сколиоз
• Дисплазия тазобедренных суставов, косолапость
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ МЕТОДИКИ
Противопоказаниями к проведению курсов могут стать следующие факторы:
• 10 дней после профилактической прививки• Повышение температуры тела выше 38,5 С˚
• Обострение хронических соматических заболеваний
• Гидроцефалия (период декомпенсации)
• Аффективно-респираторные состояния (судороги), частые серийные эпилептические припадки
• Специфические заболевания, например, синдром «стеклянных костей»
• Заболевания сердца
Также серьезным препятствием для проведения упражнений может стать психологическая неподготовленность родителей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ БОБАТ-ТЕРАПИИ
Положительный эффект Бобат-терапии можно наглядно увидеть на примере прохождения терапии детьми.
Применение Бобат-терапии в рамках раннего развития детей до 1 года (с 3 до 12 месяцев):
Ребенок поступил на 1 курс в 4 месяца, родился недоношенным, самостоятельно плохо удерживал голову, попыток к самостоятельному движению не предпринимал.
Был проведен курс Войта-терапии, с первого занятия родителям были показаны рефлекторные точки воздействия и необходимые позы-положения, которые они должны были практиковать дома еще 2-3 раза в день. К середине курса малыш уже уверенно держал голову и начал совершать первые попытки переворачиваться на бок. К концу курса ребенок освоил перевороты, родителям были показаны необходимые упражнения для стимуляции ребенка к движению.
2 курс ребенок прошел в 6 месяцев, появилась опора на четвереньках, к концу курса ребенок самостоятельно садился из любого положения и предпринимать попытки к самостоятельному ползанию.
На 3 курс ребенок поступил в 9 месяцев. Он уже самостоятельно сидел без опоры. Работа была направлена для обучения ребенка вставанию у опоры и удержанию равновесия. Был проведен курс Войта- и Бобат-терапии. К 3 занятию ребенок уже сам начал вставать дома в кроватке и при любой подходящей возможности.
На 4 курс ребенок поступил в 12 месяцев. Он самостоятельно ходил с поддержкой и у опоры, часто вставал на носочки. Был проведен курс Войта- и Бобат- терапии. К концу 4 курса ребенок самостоятельно пошел и перестал вставать на носочки. Были даны рекомендации родителям для дальнейшей работы в домашних условиях. Работа с детьми, имеющими задержку моторного развития (физическое развитие ребенка не соответствует возрастным нормам).
Ребенок 1 год 2 месяца вначале курса самостоятельно ползал, не делал попытки садиться из положения лежа, после 3 занятия самостоятельно сел, к 6 занятию начал вставать у опоры, к 10 занятию начал делать самостоятельно несколько шагов. Были даны рекомендации родителям для поддержания результата, на данный момент ребенок не имеет задержек в развитии.
В Центре восстановительной медицины в Набережных Челнах проводится диагностика и составляется план лечения по методу Бобат. Высококвалифицированные специалисты центра проводят сеансы терапии, корректируют план лечения.
Бобат-терапия, проводимая специалистами нашего центра, демонстрирует доказанную эффективность и приносит пациентам положительный результат.
Цены курсового лечения по методу Бобат и другие подробности, связанные с применением методики, можно узнать по телефону 8 (953) 482-66-62 .