Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Интервал между буквами
РТ, Набережные Челны, пр-т Набережночелниниский, д. 31 А, офис 2.
ЦВМ
ЦВМ
Процедурный кабинет
Забор анализов
Пн. — Пт. с 7:00 до 19:00, Сб. 8:00 до 18:00, Вс. — выходной

Как улучшить произношение звуков

Касимова Алина Талгатовна
Статью проверил(а) Касимова Алина Талгатовна
Логопед-дефектолог
Упражнения логопеда

Неправильное произношение звуков, картавость, нечеткая дикция, проглатывание окончаний – проблемы, с которыми сталкиваются родители многих малышей дошкольного возраста. К сожалению, в последнее время количество детей с дефектами речи постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений неуклонно усложняется и все труднее поддается коррекции. 

Согласно статистике речевых нарушений у российских дошкольников, которая ведется с 70-х годов прошлого столетия, всего 4 % детей 30-40 лет назад имели те или иные отклонения в произношении звуков и нуждались в помощи логопеда. В настоящее время реальность такова, что подавляющее большинство малышей страдают дефектами речи, а некоторые начинают говорить после 3-4 лет.

Такой разрыв показателей развития речи у детей советского и современного периодов обусловлен многими факторами:

Советская система дошкольного/школьного образования

Согласно разработанной системе обучения в СССР во всех группах детских садов, начиная с 3 лет и до выпуска, проводились обязательные артикуляционные упражнения до завтрака, а вечером – индивидуальные занятия с детьми, у которых наблюдались трудности с произношением звуков. Такую гимнастику проводили обычные воспитатели, а не логопеды, эти занятия были частью строго продуманной организованной системы. Благодаря четко спланированной работе по постановке звуков во всех дошкольных учреждениях, абсолютное большинство малышей с дефектами речи, поддающимися корректировке, поступали в школы с произношением в пределах нормы.

Социально-культурные условия

По данным ЮНЕСКО, 94 % современных детей младшего дошкольного возраста проводят перед телевизором или с гаджетами до 34 часов в неделю, т. е. почти 5 часов в день! Это значительно превосходит время, которое они отводят общению со взрослыми или друг с другом. Следствием этого становится отставание в развитии речи, неправильное произношение, бедный, примитивный словарный запас.

Казалось бы, ребенок, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, которая зачастую красочна и выразительна. Но вся проблема в том, что она не оказывает на малыша должного воздействия, так как он не вовлечен при этом в практическую активность, и речь, льющаяся с экрана, играет лишь роль звукового фона. Лишь общение с близкими людьми, эмоции, взаимодействие, вовлеченность в разговор дают ребенку необходимую мотивацию.

Эти факторы привели к тому, что за последние годы количество детей с речевыми нарушениями возросло более чем в 6 раз, и эта цифра продолжает расти. Сейчас редкая дошкольная группа обходится без специализированной помощи логопеда, и такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире, в связи с чем эта проблема приобретает глобальный характер.

Причины речевых расстройств у детей

Основные причины следующие: 

  • нарушения внутриутробного развития плода;
  • осложнения при родах;
  • перенесенные в детстве заболевания;
  • неблагоприятные социальные условия;
  • дефекты органов речевого аппарата.

Эти и другие причины оказывают негативное влияние на развитие речи маленького ребенка. Поэтому, если их не удалось избежать или нивелировать, родителям следует обращать пристальное внимание на уровень развития речевых навыков своего малыша, чтобы вовремя скорректировать возможные отклонения. 

При обнаружении нарушений звукопроизношения необходимо немедленно начинать занятия по исправлению неправильных звуков. Заниматься с ребенком могут родители, но лучше такую работу доверить логопеду, особенно на начальном этапе. 

Логопед разработает индивидуальную программу, подходящую определенному виду речевого нарушения, в соответствии с современными профессиональными методиками в области логопедии.

Коррекция речи у взрослых

Логопед занимается не только с детьми дошкольного и школьного возрастов. Его квалификация и уровень знаний помогают решать проблемы, связанные с нарушениями речи у взрослых, что, как известно, сложнее поддается корректировке и требует особого подхода и значительного времени. 

К сожалению, в большинстве случаев без профессиональной, квалифицированной помощи врача-логопеда не обойтись.

При правильно подобранной программе, учитывающей все нюансы речевой патологии,  с использованием современных логопедических методик эффект во взрослом возрасте может быть достигнут после 7-10 занятий со специалистом. Однако основным нюансом здесь выступает систематичность и упорство в достижении цели. 

При постоянных занятиях с логопедом, самостоятельной тренировке дома, самоконтроле результат не заставит себя ждать. К счастью, многие отклонения в звукопроизношении подвергаются корректировке в любом возрасте.

Этапы постановки звуков:

  • разминка;
  • работа непосредственно над звуком;
  • распознавание звука в словах;
  • закрепление.

Этапы представляют собой четко выверенную систему, и переход к следующему возможен только после усвоения предыдущего. Если у ребенка нет отклонений психического или неврологического характера, то овладение правильным произношением по этой методике показывает хорошие результаты.

Логопедические приемы коррекции

В русском языке существуют звуки, которые вызывают затруднения в произнесении у большинства людей-логопатов, это – [с], [з], [ш], [ж], [р], [л], [ч], [г]. Для их постановки и правильной озвучки разработаны и успешно применяются различные упражнения и методики. Опытные логопед с их помощью прорабатывает звуки, требующие коррекции. 

Звуки [ш], [ж] являются одними из самых сложных, работа над ними занимает определенное время. Более того, постановка этих звуков влияет на чистоту и правильность произношения других шипящих, а также [с], [з], [ц]. Поэтому специалист чаще всего начинает занятия с их коррекции.

  • Артикуляционная гимнастика:
  1. Изменение положения губ – трубочкой или в улыбке.
  2. Движения языка к зубам, щекам.
  3. Язык плоский-суженый.
  4. Язык вглубь-наружу.
  • Воспроизведение звуков природы, окружающего мира:
  1. Шипение змеи, жужжание насекомых, цоканье лошади.
  2. Шум дождя, ветра, шуршание листвы.
  3. Звуки моторов, машин, самолетов и т. д.
  • Скороговорки, потешки, стихотворения.
  • Игры:
  1. «Преувеличение» – рука-ручища, кот-котище, дом-домище.
  2. «Соревнования». Кто больше знает слов, начинающихся или заканчивающихся отрабатываемым звуком.
  3. Чередование глухих и звонких звуков – шар-жар, рак-лак, коса-коза.

Упражнения по постановке звуков на первый взгляд не представляют сложности и кажутся легко выполнимыми. Однако только квалифицированный логопед сможет составить коррекционную программу, исходя из анамнеза речевого отклонения, своевременно отмечая наличие или отсутствие положительной динамики в процессе обучения. 

Постоянное наблюдение врача не только гарантирует хороший результат, но и значительно сокращает время на отработку правильного произношения.

Речь – один из показателей умственного и психического развития, она отражает все достижения и проблемы ребенка. Даже кратковременная задержка в овладении речью негативно скажется на общем развитии маленького человека. 

Правильное чистое произнесение звуков – залог успешного обучения в школе и усвоения учебного материала. Поэтому так важно своевременно выявить отклонения в речевых навыках и обратиться к специалисту.

Врачи-логопеды Центра восстановительной медицины г. Набережные Челны обладают необходимой квалификацией для проведения мероприятий по коррекции речи и правильной постановке звуков. Перечень оказываемых услуг приведен на сайте.

Там же можно записаться на первичный прием к специалисту необходимого направления для получения консультации или позвонить по телефонам +7 (8552) 78-09-35, +7 (953) 482-66-62

Другие статьи
Логопедический массаж
Логопедический массаж
Освоение речи – важнейший этап развития ребёнка и непременное условие для его всестороннего развития. Речь – это общение, способность налаживать контакт со сверстниками и окружающим миром, и чем легче малышу даётся этот навык, тем легче ему выражать свои мысли и желания, и затруднения в общении накладывают ограничения в общении и, как следствие, негативный отпечаток на его характер.
миастения симптомы
Миастения
Миастения - это редкое нейромускулярное заболевание, характеризующееся нарушением передачи нервно-мышечных импульсов. Это состояние вызывает слабость и утомляемость мышц, что может существенно влиять на качество жизни пациента.