Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Интервал между буквами
РТ, Набережные Челны, пр-т Набережночелниниский, д. 31 А, офис 2.
ЦВМ
ЦВМ
Процедурный кабинет
Забор анализов
Пн. — Пт. с 7:00 до 19:00, Сб. 8:00 до 18:00, Вс. — выходной

Картавость (ротацизм)

Ротацизм

Согласно утверждениям логопедов, произношение звука [р] является самым сложным для речевого аппарата ребенка. Причем трудности вызывает как твердый, так и мягкий звук. Без помощи специалистов ребенок не может самостоятельно корректировать звукопроизношение, поэтому проблема неправильного выговаривания звука [р] остается на всю жизнь.

Что такое ротацизм?

Логопедическое определением «ротацизм» - это не что иное, как картавость или неправильное произношение звука [р]. В данном случае неправильное, значит, несоответствующее фонетическим правилам русского языка. В русской речи звук [р] характеризуется полноценным, раскатистым произношением, которое формируется при вибрации языка. Искажение проявляется двугубным, щечным или более горловым произношением.

Появление звуков в речи ребенка проходит постепенно. Звук [р] формируется примерно к 4-5 годам. Статистика говорит о том, у детей дошкольного возраста ротацизм диагностируется в 26% случаев обращения к логопеду. У больных со стертой формой дизартрии в 43-54% регистрируется сопутствующая картавость.

Причины картавости

Все факторы, влияющие на появление картавости, разделяют на несколько групп:

  • механические — укороченная языковая уздечка, аномальный прикус, механические повреждения челюстно-лицевого отдела, недостаточный тонус язычной мускулатуры;
  • функциональные — искажение взрослыми звуков при общении с ребенком, пребывание в иноязычной среде, двуязычное воспитание в семье, проблемы со слухом, неправильная артикуляция, педагогическая запущенность;
  • наследственные — особенности строения нижней челюсти, редкое расположение зубов в ряду.

Симптомы разных типов ротацизма

В специализированной литературе описано не менее 30 различных вариантов нарушений произношения звука [р]. Характер звуковых расстройств напрямую связан с типом патологии:

  1. При увулярном ротацизме [р] отличается грассирующим звучанием. Во время речи наблюдается дрожание маленького небного язычка.
  2. Велярная картавость характеризуется грубым рокотом. Звук [р] приобретает более горловое произношение. Наблюдается вибрация всего края мягкого нёба.
  3. Гортанная форма — похожа на велярную, но отличается более приглушенным звучанием.
  4. Боковой тип формируется при дрожании боковых сторон языка. При произношении звука слышится что-то похожее на [рль].
  5. При щечном ротацизме во время речи воздух проходит в пространстве между щеками и боковыми поверхностями языка. Щечное дрожание провоцирует присоединение к голосу шума.
  6. Одноударный или проторный ротацизм характеризуется произношением звука, похожего на английский звук [d]. Во время речи язык ребенка находится в правильной позиции, но отсутствует необходимая вибрация.
  7. Ротацизм двугубного типа выражается вибрацией губ при неподвижном языке. Из-за произношения звука, похожего на [прр], его называют кучерским.
  8. Носовая форма характеризуется произношением звука, похожего на [нг]. Во время разговора наблюдается выход воздуха через нос, без включения кончика языка в механизм артикуляции.

Диагностика

Поставить диагноз «Ротацизм» и установить его форму может только опытный логопед. Обязательно проведение комплексной оценки речевого статуса. Во время консультации выясняются особенности анамнеза, тип языкового статуса в семье (двуязычное, моноязычное общение).

При осмотре логопед оценивает состояние и анатомические особенности полости рта.

Врач осматривает мягкое и твердое нёбо, язык, губы, зубы, смыкание зубных рядов. Обязателен анализ тонуса мускулатуры, который развивается в результате парезов мимических или язычных мышц, неравномерного напряжения.

Логопед просит ребенка произносить определенные слова и изучает степень артикуляционной подвижности. Во время речи оценивается темп, точность произношения, умение переключать и фиксировать артикуляционные позиции. Устанавливается объем словарного запаса, способность к чтению, письму.

В комплекс диагностических мероприятий входит изучение фонематического слуха. Это позволяет выявить факт сенсорной или моторной несостоятельности, установить вторичные слуховые расстройства.

При необходимости назначаются дополнительные обследования:

  • стоматологическое с телерентгенографией, в ряде случаев требуются диагностические слепки зубных рядов;
  • неврологическая консультация;
  • МРТ головного мозга;
  • электронейромиография.

Лечение картавости

Родителям следует знать, что процесс коррекции картавости довольно сложный и долгий, поэтому необходимо набраться терпения и подготовить ребенка. Если вы заметили, что ребенок неправильно произносит звуки, немедленно обращайтесь к логопеду. Ротацизм быстрее и легче поддается коррекции в младшем возрасте (4-5 лет). Чем старше ребенок, тем труднее исправить дефект речи.

В Центре восстановительной медицины в Набережных Челнах опытные логопеды и неврологи успешно осуществляют коррекцию любого типа картавости. О специалистах, практикующих в Центре, читайте здесь cvmmed.ru.

Главный метод исправления нарушений звукопроизношения — логопедические занятия. На основании данных комплексной диагностики составляется индивидуальная программа, в которую входят инновационные методики:

  • логопедическое тейпирование — необходимо для восстановления нормального тонуса язычной и мимической мускулатуры, которая участвует в артикуляции речи, стимуляции физиологически оптимальной вибрации нёба, языка, щек, подробно о методе можно узнать по ссылке логопедическое тейпирование;
  • логомассаж — необходим для воздействия на щеки, губы, нёбо и язык с целью стимуляции кровообращения, тонуса мышечных волокон, восстановления речевой моторики. В курс входит несколько видов мануального воздействия, о которых читайте здесь логомассаж ;
  • логопедическая коррекция — состоит из специальных дыхательных и речевых упражнений, которые направлены на проработку опорных звуков, постановку звукосочетаний. Некоторые артикуляционные упражнения проходят с механическим пособием, применением постановочного зонда или зондозаменителя. Подробная информация о методе здесь логопедическая коррекция.

Специалисты клиники являются хорошими психологами, которые находят подход к каждому ребенку, создают на занятиях благоприятную, доверительную атмосферу. Это очень важно для детей с особенностями психоэмоционального, неврологического развития. Полноценная самокоррекция речевых расстройств невозможна. Логопеды Центра обучают специальным навыкам артикуляционной гимнастики, которые в дальнейшем могут применяться дома.

Цены на услуги Центра восстановительной медицины в Набережных Челнах можно узнать в открытом прайсе прайс. Не медлите, звоните по телефонам +7 (8552) 91-05-85+7 (953) 482-66-62 и записывайтесь на консультацию к лучшим логопедам!

 

Другие статьи
Отличие логопеда от дефектолога
Логопед или дефектолог. В чем разница?
Логопеды и дефектологи – они трудятся в одной сфере, имеют общее образование и схожие рабочие методы. Во время обучения их связывает общий факультет и ряд дисциплин. И те, и другие изучают психиатрию, невралгию, психологию и педагогику. Вся их деятельность – не одна лишь коррекция звукопроизношения, но и индивидуальное взаимодействие с ребенком.
Как спать при шейном остеохондрозе
Как правильно спать при шейном остеохондрозе?
Шейный остеохондроз – заболевание верхнего отдела опорно-двигательного аппарата, возникшее вследствие анатомических и функциональных нарушений, связанных с работой межпозвоночных дисков и прилегающих к ним тканей. Традиционно сопровождается ограничением движений, болями и прострелами. Буквально 20 лет назад шейный остеохондроз называли «болезнью преклонного возраста», однако сегодня, в эпоху компьютеров и офисных работников, возрастной порог патологии – 18-30 лет.